История титульного листа

1

Дорогие друзья, сегодня невозможно представить книгу без титульного листа.

1Какие только эпитеты ни подбирали художники и историки книги к простому слову «титул»! Это и паспорт книги, и прелюдия в композиции книжного оформления, и фасад книги, и даже ворота, которые ведут внутрь ее содержания.

Простые читатели знают лишь, что на титульном листе можно найти название книги, имя автора, издательство, год и место издания. Но на самом деле функций у титула гораздо больше.

Давайте разберемся - почему и как эти функции появились?             

Предок современного титульного листа – голофан (греч. «концовка» или «последняя строка»).

2На этой последней странице указывали имя автора и название книги, а также имя переписчика, место и годы работы над книгой. Для рукописных фолиантов размещение этих данных на последней странице было весьма логично: переписчикам спешить было некуда, они несколько лет спокойно выводили буквы, а в самом конце добавляли «выходные данные» и что-нибудь поучительное будущим читателям.

Поскольку книг в допечатную эпоху было мало, необходимости как-то унифицировать информацию о них не возникало. Но даже после изобретения печатного станка (ХV в.) - титул появился не сразу и первые несколько лет сведения о печатнике, месте и времени издания помещались в колофоне, в посвящении, в предисловии – словом, везде, где только можно.

Разворотный титул 

Очень быстро количество книг возросло настолько, что читателям впору было запутаться в них. И уже в 1463 году ученик Гутенберга Петер Шеффер напечатал название книги папы Пия II «Bulla cruticiata» на отдельном листе. Этот лист считается первым титулом в истории книги. Шеффер также известен другими новшествами: например, он придумал использовать датировку и издательскую марку.

Ксилографическую рамку на титуле придумал Эрхард Ратдольдт в 1476 году. Первую страницу календаря немецкого астролога Региомонтана он украсил растительным орнаментом. Композиция с рамкой впоследствии часто использовалась печатниками в титульных листах. К слову, Иван Фёдоров на титуле «Острожской Библии» 1581 года поместил ксилографию с триумфальной аркой, которая ранее обрамляла фронтиспис «Московского Апостола».

О стандартизации титульного листа речи пока не шло.  Первые титульные листы были то излишне скромными, то, наоборот, украшены огромными гравюрами, за которыми сложно было различить текст. 

Издатели использовали титул как рекламный лист и помещали на него свою марку, граверы делали из титула «парадный вход в книгу» и выносили туда «заманчивую иллюстрацию». Ранние титулы иногда получали стихотворную форму.

Лишь во второй половине XVI века сложилось логичное разделение титульного листа на строки, а размер кегля стал соответствовать значимости сведений. Стала практиковаться выключка строк по центру, имя автора и название как основная информация давались в верхней части листа, а сведения о месте и годе издания набирались мелким шрифтом и помещались внизу страницы. В середине издатель мог поместить свою марку, виньетку, развернутое заглавие. Часто при оформлении титулов использовали гравированную на дереве рамку.

В XVII веке с развитием гравюры на металле на фронтисписах стали печатать портреты авторов, иллюстрации к тексту. Перед наборным титулом помещали гравированный.

3

Распашной титул 

XVIII век перенял принципы построения титула у XVII-го. А вот в XIX веке произошла так называемая «шрифтовая революция», изменившая принципы построения книги в целом. Книга, точнее, структура книги, становится более экспрессивной.  Потом изобрели египетский шрифт, итальянский, различные шрифты с орнаментами.

4

Титул с фронтисписом и орнаментом 

Титульные листы XIX столетия пестрят самыми экзотическими начертаниями. Каждая строка набиралась своим шрифтом, своим кеглем, широкие знаки чередовались с узкими. Главные, по мнению автора, строки обязательно выделялись, что не способствовало методичному чтению подряд, а заставляло как бы выхватывать основные мысли из текста.

В XX веке издатели, печатники и библиотекари задумались о стандартизации книжного оформления. 

5

Титул с фронтисписом 

В середине XX века складывается международная система стандартов в издательском деле. В 1978 году в СССР официальный статус получает Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Наконец были четко сформулированы требования, предъявляемые к содержанию титульного листа.

Современная классификация титульных листов включает однополосный и двухполосные титулы.

6

Однополосный титульный лист

 7

Двухполосный разворотный титульный лист

Оформление титульного листа, шрифты и художественные элементы не стандартизируются. Оформление стандартных титулов для массовых изданий отдается на откуп верстальщикам, а титулы дорогих подарочных фолиантов оформляют дизайнеры и художники.

В типографике, так же как и в любом другом искусстве, огромную роль играют мода, господствующий стиль, субъективный вкус самого типографа.

8

Источник

1