Электронные средства обучения
- обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
- компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
- компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
- автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;
- автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.
Ключевые аспекты использования ЭСО в образовательном процессе:
- мотивационный аспект – создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;
- содержательный аспект – дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);
- учебно-методический аспект – обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;
- организационный аспект – могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;
- контрольно-оценочный аспект – позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:
- класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;
- вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
- в классе постоянно находятся 2-3 компьютера
Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:
- индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
- предоставляет учащемуся инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
- расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
- расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
- формирование информационной культуры учащихся
Гигиенические требования к организации образовательного процесса
При организации образовательного процесса с использованием электронных средств обучения (ЭСО) учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:
- санитарными правилами и нормами 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
- постановлением Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-31 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».
- методическими рекомендациями «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2006. – № 15.
на развивающих игровых занятиях:
- для детей 6 лет – 10 минут;
- для учащихся (II-IV классов) – 15 минут;
- для учащихся V-VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;
на уроках информатики:
- у учащихся VIII-IX классов – 25 минут;
- у учащихся IX – X классов – 40 минут.
Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
- устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
- проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
- подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;
- проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием ПК.
- при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
- для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при ---появлении начальных признаков утомления;
- для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.
Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.
№ диска |
Наименование ЭСО |
Разработчик |
Год разработки |
Количество дисков |
1 |
Русский язык. Начальная школа. 2-4 классы. Речевой этикет |
Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ" |
2008 |
1 CD |
2 |
Беларуская мова. 2-4 класы |
ООО "Софт-Перспектива" |
2007 |
1 CD |
3 |
Английский язык. Начальная школа. Часть 1 |
ЧУП "Медиум" |
2008 |
1 CD |
4 |
Математика, 2-4 классы |
УП "Инфотриумф" |
2010 |
1 CD |
5 |
Человек и мир. 1-3 классы (сетевая версия) |
Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ" |
2008 |
1 CD |
6 |
Человек и мир. 1-3 классы (локальная версия) |
Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ" |
2008 |
1 CD |
7 |
Музыка. 4 класс. Виртуальная творческая лаборатория |
ЧУП "МедиуМ" |
2008 |
1 CD |
8 |
Основы безопасности жизнедеятельности. 2-4 классы |
ЧУП "МедиуМ" |
2008 |
1 CD |
9 |
Начальная школа. Занятия по интересам. 2-4 классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр |
Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ" |
2008 |
1 CD |
10 |
Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и лингвокультурологической компетенции |
ООО "Софт-Перспектива" |
2008 |
1 CD |
11 |
Русский язык. 5-10 классы |
Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ" |
2006 |
1 CD |
12 |
Русский язык. 5-10 классы. Визуальный электронный комплект; учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения |
ООО "Софт-Перспектива" |
2008 |
1 CD |
13 |
Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе Х1Х-ХХ веков |
ООО "Софт-Перспектива" |
2008 |
1 DVD |
14 |
Беларуская мова. 5-7 класы. Арфаграфія |
ООО "Софт-Перспектива" |
2007 |
1 CD |
15 |
Беларуская мова. 5-9 класы.Сінтаксіс і пунктуацыя |
ООО "Софт-Перспектива" |
2008 |
1 CD |
16 |
Беларуская літаратура. Сусвет роднага слова |
ООО "Софт-Перспектива" |
2008 |
1 CD |
17 |
Биология. Зоология. 8 класс |
НПООО «Инис-софт» |
2010 |
1 CD |
18 |
Биология. Генетика |
УО "Белорусский государственный университет" |
2008 |
1 CD |
19 |
Математика. Информационно-справочная система |
Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ" |
2007 |
1 CD |
20 |
Математика. Текстовые задачи |
СПЗАО "Международный деловой альянс" |
2008 |
1 CD |
21 |
Математика. 10-11 классы. Система динамической геометрии. |
ЧУП «Электронные ресурсы» |
2010 |
1 CD |
22 |
Математика.Стереометрия. |
СПЗАО "Международный деловой альянс" |
2008 |
1 СD |
23 |
Универсальный учебный графопостроитель 8-11 классы |
УП "Инфотриумф" |
2007 |
1 CD |
24 |
Информатика. 6-10 классы. Основы алгоритмизации и программирования |
ООО «Альбимедиа» |
2010 |
1 CD |
25 |
Информатика и информационные технологий. Информационно-справочная система (локальная версия) |
ООО "Софт-Перспектива |
2008 |
1 CD |
26 |
Информатика и информационные технологий. Информационно-справочная система (сетевая версия) |
ООО "Софт- Перспектива" |
2008 |
1 CD |
27 |
Английский язык. 10-11 классы. Лексико-грамматический практикум |
ЧУП «Электронные ресурсы» |
2010 |
1 CD |
28 |
Испанский язык, 10-11 классы. Лексико-грамматический практикум |
ЧУП «Электронные ресурсы» |
2010 |
1 CD |
29 |
Немецкий язык, 10-11 класс. Лексико-грамматический практикум |
ЧУП «Электронные ресурсы» |
2010 |
|
30 |
Французский язык, 10-11 класс. Лексико-грамматический практикум |
ЧУП «Электронные ресурсы» |
2010 |
1 CD |
31 |
Всемирная история. История Древнего мира |
НПООО "Инис-Софт" |
2007 |
1 CD |
32 |
Всемирная история Нового времени: ХVI-ХVIII века |
Академия управления при Президенте Республики Беларусь |
2008 |
1 CD |
33 |
Гісторыя Беларусь Беларускія землі са старажытнейшых часоў да сярэдзіны XVI ст. |
УО "Полоцкий государственный университет" |
2008 |
1 CD |
34 |
Начальный курс географии |
ЧУП "МедиуМ" |
2007 |
1 CD |
35 |
География материков и стран, 8-9 класс |
НПООО «Инис-софт» |
2010 |
1 CD |
36 |
Физическая география Беларуси. 10 класс |
НПООО "Инис-Софт" |
2008 |
1 CD |
37 |
Химия. 7-9 классы. Химический лабораторный практикум |
НПООО "Инис-Софт" |
2008 |
1 CD |
38 |
Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций |
НПООО "Инис-Софт" |
2007 |
1 CD |
39 |
Химия. Металлы и неметаллы, 10 класс |
НПООО «Инис-софт» |
2010 |
1 CD |
40 |
Химия. 10-11 классы. Химический лабораторный практикум |
НПООО "Инис-Софт" |
2008 |
1 CD |
41 |
Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория |
УО "Полоцкий государственный университет" |
2008 |
1 CD |
42 |
Физика. Волновая оптика. Комплект интерактивных компьютерных моделей |
УО "Полоцкий государственный университет" |
2008 |
1 CD |
43 |
Квантовая физика. 11 класс |
УП "Инфотриумф" |
2010 |
1 CD |
44 |
Отечественная и мировая художественная культура. Часть 2 |
ЧУП "Медиум" |
2007 |
1 CD |
45 |
Специальное образование. Математика, 1-5 классы |
УП "Инфотриумф" |
2010 |
1 CD |
46 |
Уроки физической культуры и здоровья. Атлетическая гимнастика. 9-11 классы |
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» |
2010 |
1 DVD |
47 |
Уроки физической культуры и здоровья. Аэробика. 5-11 классы |
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» |
2010 |
1 DVD |
48 |
Уроки физической культуры и здоровья. Лёгкая атлетика. 1-11 классы |
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» |
2010 |
1 DVD |
49 |
VII Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет». Проекты финалистов конкурса |
ГИАЦ |
2012 |
1 DVD |
50 |
VII Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет». Проекты финалистов конкурса |
ГИАЦ |
2012 |
1 DVD |
51 |
Система управления учебным процессом |
Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ" |
2007 |
1 CD |
52 |
Вспомогательная школа. Мир вокруг меня, 1-4 классы |
УП "Инфотриумф" |
2010 |
1 CD |
53 |
«Вокруг тебя – Мир…». Учебно - методический комплекс для 5-8 классов |
МККК-2006 |
2006 |
1 CD |
54 |
ПК. Математика. Подготовка ЦТ |
УП "Инфотриумф" |
2011 |
1 CD |
Лицензионные электронные средства обучения
№
|
Наименование ЭСО
|
Разработчик
|
Год разработки
|
Кол-во дисков
|
1
|
Беларуская мова.Абагульненне і сістэматызацыя
|
УП "Инфотриумф"
|
2016
|
1 CD
|
2
|
БиблиоГраф
|
НПООО «Инис-Софт»
|
2008
|
1 CD
|
3
|
Знак
|
НПООО «Инис-Софт»
|
2007
|
1 CD
|
4
|
Наглядная физика. Введение. 7 класс
|
УП "Инфотриумф"
|
2009
|
1 CD
|
5
|
Наглядная физика. Часть 2.
|
УП "Инфотриумф"
|
2012
|
1 CD
|
6
|
Наглядная физика. Часть 3.
|
УП "Инфотриумф"
|
2013
|
1 CD
|
7
|
Наглядная физика. Часть 4.
|
УП "Инфотриумф"
|
2012
|
1 CD
|
8
|
Подготовка к ЦТ. Физика
|
УП "Инфотриумф"
|
2012
|
1 CD
|
9
|
Подготовка к ЦТ. Физика
|
УП "Инфотриумф"
|
2012
|
1 CD
|
10
|
Подготовка к ЦТ. Математика
|
УП "Инфотриумф"
|
2012
|
1 CD
|
11
|
Развиваем речь. Начальная школа
|
УП "Инфотриумф"
|
2005
|
1 CD
|
12
|
Учимся думать
|
УП "Инфотриумф"
|
2002
|
1 CD
|