Электронные средства обучения

1
2.1
Электронное средство обучения (ЭСО) - это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.
Предлагаем ознакомиться с  перечнем программных средств обучения, прошедших техническую и дизайн-эргономическую экспертизы в учреждении «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».
1
Использование ЭСО в образовательном процессе
дает педагогам дополнительные дидактические возможности:
  • обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
  • компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
  • компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
  • автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;
  • автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.

1

Ключевые  аспекты использования ЭСО в образовательном процессе:

  • мотивационный аспект – создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;
  • содержательный аспект – дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);
  • учебно-методический аспект – обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;
  • организационный аспект  могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;
  • контрольно-оценочный аспект – позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе
Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.1

Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:

  • класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;
  • вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
  • в классе постоянно находятся 2-3 компьютера
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.
Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока.

1

Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:

  • индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
  • предоставляет учащемуся инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
  • расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
  • расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
  • формирование информационной культуры учащихся

1

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

При организации образовательного процесса с использованием электронных средств обучения (ЭСО) учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:

  • санитарными правилами и нормами 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
  • постановлением Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-31 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».
  • методическими рекомендациями «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2006. – № 15.
При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее – ПК) на протяжении урока.
Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.
В соответствии с последними рекомендациями длительность работы за компьютером не должна превышать:

на развивающих игровых занятиях:

  • для детей 6 лет – 10 минут;
  • для учащихся (II-IV классов) – 15 минут;
  • для учащихся V-VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;

 на уроках информатики:

  • у учащихся VIII-IX классов – 25 минут;
  • у учащихся IX – X классов – 40  минут.

Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

  • устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
  • проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
  • подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;
  • проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием ПК.
  • при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
  • для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при ---появлении начальных признаков утомления;
  • для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.

Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.

1

Электронные средства обучения
Государственного учреждения образования
«Средняя школа №9 г. Молодечно»

диска

Наименование ЭСО

Разработчик

Год

разработки

Количество

дисков

1

Русский язык. Начальная школа. 2-4 классы. Речевой этикет

Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ"

2008

1 CD

2

Беларуская мова. 2-4 класы

ООО "Софт-Перспектива"

2007

1 CD

3

Английский язык. Начальная школа.

Часть 1

ЧУП "Медиум"

2008

1 CD

4

Математика, 2-4 классы

УП "Инфотриумф"

2010

1 CD

5

Человек и мир. 1-3 классы (сетевая версия)

Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ"

2008

1 CD

6

Человек и мир. 1-3 классы (локальная версия)

Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ"

2008

1 CD

7

Музыка. 4 класс. Виртуальная творческая лаборатория

ЧУП "МедиуМ"

2008

1 CD

8

Основы безопасности жизнедеятельности. 2-4 классы

ЧУП "МедиуМ"

2008

1 CD

9

Начальная школа. Занятия по интересам. 2-4 классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр

Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ"

2008

1 CD

10

Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и лингвокультурологической компетенции

ООО "Софт-Перспектива"

2008

1 CD

11

Русский язык. 5-10 классы

Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ"

2006

1 CD

12

Русский язык. 5-10 классы. Визуальный электронный комплект; учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения

ООО "Софт-Перспектива"

2008

1 CD

13

Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе Х1Х-ХХ веков

ООО "Софт-Перспектива"

2008

1 DVD

14

Беларуская мова. 5-7 класы. Арфаграфія

ООО "Софт-Перспектива"

2007

1 CD

15

Беларуская мова. 5-9 класы.Сінтаксіс і пунктуацыя

ООО "Софт-Перспектива"

2008

1 CD

16

Беларуская літаратура. Сусвет роднага слова

ООО "Софт-Перспектива"

2008

1 CD

17

Биология. Зоология. 8 класс

НПООО «Инис-софт»

2010

1 CD

18

Биология. Генетика

УО "Белорусский государственный университет"

2008

1 CD

19

Математика. Информационно-справочная система

Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ"

2007

1 CD

20

Математика. Текстовые задачи

СПЗАО "Международный деловой альянс"

2008

1 CD

21

Математика. 10-11 классы. Система динамической геометрии.

ЧУП «Электронные ресурсы»

2010

1 CD

22

Математика.Стереометрия.

СПЗАО "Международный деловой альянс"

2008

1 СD

23

Универсальный учебный графопостроитель

8-11 классы

УП "Инфотриумф"

2007

1 CD

24

Информатика. 6-10 классы. Основы алгоритмизации и программирования

ООО «Альбимедиа»

2010

1 CD

25

Информатика и информационные технологий. Информационно-справочная система (локальная версия)

ООО "Софт-Перспектива

2008

1 CD

26

Информатика и информационные технологий. Информационно-справочная система (сетевая версия)

ООО "Софт- Перспектива"

2008

1 CD

27

Английский язык. 10-11 классы. Лексико-грамматический практикум

ЧУП «Электронные ресурсы»

2010

1 CD

28

Испанский язык, 10-11 классы. Лексико-грамматический практикум

ЧУП «Электронные ресурсы»

2010

1 CD

29

Немецкий язык, 10-11 класс. Лексико-грамматический практикум

ЧУП «Электронные ресурсы»

2010

 

30

Французский язык, 10-11 класс. Лексико-грамматический практикум

ЧУП «Электронные ресурсы»

2010

1 CD

31

Всемирная история. История Древнего мира

НПООО "Инис-Софт"

2007

1 CD

32

Всемирная история Нового времени: ХVI-ХVIII века

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

2008

1 CD

33

Гісторыя Беларусь Беларускія землі са старажытнейшых часоў да сярэдзіны XVI ст.

УО "Полоцкий государственный университет"

2008

1 CD

34

Начальный курс географии

ЧУП "МедиуМ"

2007

1 CD

35

География материков и стран, 8-9 класс

НПООО «Инис-софт»

2010

1 CD

36

Физическая география Беларуси. 10 класс

НПООО "Инис-Софт"

2008

1 CD

37

Химия. 7-9 классы. Химический лабораторный практикум

НПООО "Инис-Софт"

2008

1 CD

38

Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций

НПООО "Инис-Софт"

2007

1 CD

39

Химия. Металлы и неметаллы, 10 класс

НПООО «Инис-софт»

2010

1 CD

40

Химия. 10-11 классы. Химический лабораторный практикум

НПООО "Инис-Софт"

2008

1 CD

41

Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория

УО "Полоцкий государственный университет"

2008

1 CD

42

Физика. Волновая оптика. Комплект интерактивных компьютерных моделей

УО "Полоцкий государственный университет"

2008

1 CD

43

Квантовая физика. 11 класс

УП "Инфотриумф"

2010

1 CD

44

Отечественная и мировая художественная культура. Часть 2

ЧУП "Медиум"

2007

1 CD

45

Специальное образование. Математика, 1-5 классы

УП "Инфотриумф"

2010

1 CD

46

Уроки физической культуры и здоровья. Атлетическая гимнастика. 9-11 классы

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

2010

1 DVD

47

Уроки физической культуры и здоровья. Аэробика. 5-11 классы

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

2010

1 DVD

48

Уроки физической культуры и здоровья. Лёгкая атлетика. 1-11 классы

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

2010

1 DVD

49

VII Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет». Проекты финалистов конкурса

ГИАЦ

2012

1 DVD

50

VII Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет». Проекты финалистов конкурса

ГИАЦ

2012

1 DVD

51

Система управления учебным процессом

Филиал "Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ"

2007

1 CD

52

Вспомогательная школа. Мир вокруг меня, 1-4 классы

УП "Инфотриумф"

2010

1 CD

53

«Вокруг тебя – Мир…». Учебно - методический комплекс для 5-8 классов

МККК-2006

2006

1 CD

54

ПК. Математика. Подготовка ЦТ

УП "Инфотриумф"

2011

1 CD

1

Лицензионные электронные средства обучения

Наименование ЭСО
Разработчик
Год разработки
Кол-во дисков
1
Беларуская мова.Абагульненне і сістэматызацыя
УП "Инфотриумф"
2016
1 CD
2
БиблиоГраф
НПООО «Инис-Софт»
2008
1 CD
3
Знак
НПООО «Инис-Софт»
2007
1 CD
4
Наглядная физика. Введение. 7 класс
УП "Инфотриумф"
2009
1 CD
5
Наглядная физика. Часть 2.
УП "Инфотриумф"
2012
1 CD
6
Наглядная физика. Часть 3.
УП "Инфотриумф"
2013
1 CD
7
Наглядная физика. Часть 4.
УП "Инфотриумф"
2012
1 CD
8
Подготовка к ЦТ. Физика
УП "Инфотриумф"
2012
1 CD
9
Подготовка к ЦТ. Физика
УП "Инфотриумф"
2012
1 CD
10
Подготовка к ЦТ. Математика             
УП "Инфотриумф"
2012
1 CD
11
Развиваем речь. Начальная школа
УП "Инфотриумф"
2005
1 CD
12
Учимся думать
УП "Инфотриумф"
2002
1 CD

1